Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

О влиянии санкций на производства

[24.03.2022 / 10:37]

Центр макроэкономического анализа и прогнозирования представил доклад о влиянии на экономику России санкций, введенных рядом стран из-за специальной военной операции на Украине.

К наиболее тяжелым эффектам санкций эксперты Центра отнесли остановку поставок полупроводников из Тайваня, которые нужны в том числе для производства гаджетов и автоэлектроники, логистические проблемы на европейском направлении из-за ужесточения таможенными органами стран ЕС режима проверки грузов, а также резкое повышение инфляции, пишет издание РБК.

Менее драматичными, но чувствительными для экономики в докладе значатся такие последствия санкций как затруднение доступа к импортному сырью, материалам и комплектующим, трудности с контрактацией нефти, отказ крупнейших контейнерных перевозчиков и европейских портов от работы с российскими грузами, высокая вероятность скупки Китаем значимых активов в российской экономике. Кроме того, экономисты Центра предупредили, что в мире возник риск дефицита зерна и подсолнечного масла, а также назревает топливный кризис.

Среди отраслей, которые могут наиболее пострадать из-за санкций, называются фармацевтика (48,2% доля товаров из стран, которые ввели ограничения), сфера химических веществ и продуктов (44,7%) и производство самолетов, кораблей, железнодорожных локомотивов (32,2%).

Значительная зависимость от импорта из стран, объявивших санкции, наблюдается в автомобилестроении (27%), изготовлении резиновых и пластмассовых изделий (26,8%), производстве бумаги (19,9%) и электрического оборудования (19,4%), следует из доклада.

При этом, по оценкам экономистов, доля импорта из государств, наложивших ограничительные меры, в общем объеме конечного потребления Россией товаров и услуг составляет 3,9%. Их вклад в промежуточное потребление (продукция, которая используется для производства других товаров и услуг) меньше - не более 1,7%. Расчет проведен на данных ФТС об импорте в Россию и межотраслевом балансе Росстата за 2019 год.

Видением того, как введенные санкции могут отразиться на экономике Иркутской области, поделилась декан Сибирско-американского факультета ИГУ, доктор экономических наук Надежда Грошева:

- Если мы говорим про санкции, то их жесткость смягчается необязательностью их выполнения. То есть продекларированные санкции и то, что на самом деле будет реализовано, - это, наверное, две большие разницы. Скорее здесь нужно ставить вопрос об опасениях компаний по ужесточению исполнения санкций.

Есть, например, Иркутский авиазавод, который производит МС-21. Если он все же закупал какие-то импортные запчасти или компоненты, невзирая на санкционную повестку, которая была после присоединения Крыма в 2014 году, несомненно, на волне этих опасений у них могут быть перебои с производством самолетов. Но насколько я помню, практически все, что поставлялось из-за рубежа, это и так уже попадало в санкционную повестку.

Если мы говорим про нефть, то это, опять же, возможные перебои с будущими контрактами на поставку нефти. Основная проблема, конечно, будет с логистикой, потому что когда крупные западные перевозчики отказываются от работы с нашими грузами, то быстро переориентировать логистику достаточно сложно. То есть, по сути, это такой «разовый стресс», связанный с перебоями в логистике и с будущими контрактами. И это большой стресс, связанный с инфляцией. Она у нас есть, ее никуда не спрячешь, по отдельным позициям она достигает 20%, и эта инфляция уже сейчас отыграна в поставках. По сути, сегодня у отрасли большие проблемы с оборотными средствами и с ценообразованием на будущие заказы.

 

ИА Телеинформ

 

Категории:  Восточная Сибирь
 
вверх