Персона дня

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Николай Шумаков

«Алюминий вдохновляет архитекторов»

 

Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков в интервью журналу «Металлоснабжение и сбыт» рассказал о ключевых темах форума «Алюминий в архитектуре и строительстве», о преимуществах и перспективах по расширению применения крылатого металла в градостроительстве.

 

- Николай Иванович, расскажите, пожалуйста, о форуме «Алюминий в архитектуре и строительстве»: какие наиболее актуальные темы рассматривались в этом году? Почему такое пристальное внимание уделялось экологии и «зеленому» строительству?


- Деловая программа AlumForum традиционно богата актуальными темами. Расскажу о нескольких направлениях. На сессии «3R архитектуры: реставрация, реконструкция, реновация» речь шла о применении алюминиевого профиля при проведении работ по сохранению памятников архитектуры и исторического наследия. Мы обсудили эстетические свойства алюминия, позволяющие подчеркнуть связь между архитектурными эпохами и стилями, при разработке проекта и охватывает все этапы жизненного цикла, вплоть до утилизации отслуживших свой срок материалов. Этой теме было уделено особое внимание: обсудили основные требования, предъявляемые к «зеленым» зданиям и сооружениям-экономическую эффективность, функциональность, безопасность, комфорт, а также снижение нагрузки на окружающую среду и климат.

Отвечая на ваш вопрос о «зеленом» строительстве, хочу напомнить, что сегодня среди критериев выбора материала главенствующее место занимают вопросы экологии. Применение алюминиевых материалов позволяет обеспечить практически полную переработку - это ключевое достоинство а также современные алюминиевые решения в строительстве высокотехнологичных и энергоэффективных жилых домов в рамках программы реновации.

Не обошли вниманием и метрополитен, поговорив об архитектурно-художественном образе новых станций. В каком стиле сегодня строится метро и что будет актуально завтра? Как новые технологии метростроения влияют на качество архитектуры и ее восприятие, позволяя уйти от типовых однообразных станций? Удается ли создавать эстетически привлекательную, комфортную, дружелюбную и безопасную среду в общественных пространствах метро? Способны ли современные материалы на основе алюминия придать индивидуальность станциям? Мне эти темы очень близки и интересны с профессиональной точки зрения.

«Зеленая» повестка в мировой строительной индустрии сейчас действительно очень актуальна. Эксперты подтвердят, что «зеленое» строительство начинается еще алюминия среди металлических и прочих строительных материалов. Это яркий пример циркуляционной экономики, о которой так много говорят. Алюминиевые конструкции, применяемые сейчас при возведении зданий и сооружений, рассматриваются с точки зрения их жизненного цикла: его завершение является началом следующего жизненного цикла.

 

- Как, на ваш взгляд, в последнее время изменилась ситуация с применением алюминия в архитектуре и строительстве?


- Европейский опыт показывает, что применение алюминия при строительстве архитектурных объектов составляет всего 15%. Думаю, эта цифра будет постепенно увеличиваться, и со временем этот металл будет все более востребован.

Используемые в архитектуре алюминиевые сплавы имеют весомые преимущества: они легкие, технологичны в обработке, обладают коррозионной стойкостью в агрессивной среде.

Сложно сказать, какими темпами будет расширяться применение алюминия в архитектуре и строительстве, но очевидно, что рост будет.

 

- Какое будущее у алюминия как у конструкционного материала? Сможет ли он успешно конкурировать со стальными решениями?

 

- Алюминий успешно конкурирует с другими материалами, используемыми для каркасов зданий, облицовки фасадов и интерьеров, фундаментов и оконных профилей. Архитекторы охотно используют его там, где он наиболее эффективен и его уникальные свойства более заметны.

Применение алюминия является перспективным направлением во многих областях архитектуры. Я сам часто обращаюсь к нему в своей практике, особенно в строительстве метрополитена. На сегодняшний день с применением современных алюминиевых сплавов архитекторы совершили большой качественный рывок, соединив в одной конструкции функциональность и эстетику.

 

- Решения из алюминия очень популярны в архитектурных проектах за рубежом. Как меняется ситуация в России?


- Увеличение популярности алюминия в градостроительстве легко проиллюстрировать следующими примерами. За последние годы в стране открыли более 20 станций метро, где в качестве отделки применен алюминий, хотя раньше при строительстве станций метрополитена этот металл применялся не так широко. Сравните: в 1972 г. на станции «Октябрьское поле» впервые использовали анодированный алюминий для облицовки колонн.

Три года спустя на станции «Щукинская» алюминием, анодированным под бронзу, были облицованы путевые стены. А в 1978 г. станцию «Медведково» украсили металлическими пирамидками, штампованными из анодированного под цвет светлой бронзы алюминия.

С 2017 г. в России построили восемь пешеходных мостов с алюминиевыми конструкциями: в Нижнем-Новгороде, Москве, Красноярске и Туле. Между тем первый и вот уже на протяжении полувека единственный в стране алюминиевый мост был установлен в Санкт-Петербурге еще в 1969 г. Сейчас у нас в разной степени готовности находятся 20 проектов строительства алюминиевых мостов. В том числе первый в России алюминиевый автодорожный мост.

 

- Можете привести примеры наиболее значимых проектов в России с применением алюминия?


- Сегодня алюминиевые решения применяются не только при строительстве новых зданий, но и при реновации, реконструкции и реставрации объектов и сооружений, имеющих историческую ценность. Яркими примерами служат Центр художественной гимнастики И. Винер (Гран-при AlumForum 2019), ТРЦ «Веер Молл» в Екатеринбурге, реконструируемый Политехнический музей в Москве и др.

К числу первых можно отнести открытый летом текущего года ТРЦ «Веер Молл». Чтобы сделать пространство торгового центра светлым и легким, проектировщики придумали светопрозрачный стеклянный купол и фасад в форме веера. Оболочку купола площадью 16 тыс. м2 поддерживает конструкция из высокопрочных алюминиевых сплавов. Оболочка объединила пешеходные галереи здания и несколько куполов с пролетом 50 м в единую биоморфную форму.

Второй проект - реконструкция здания Политехнического музея в Москве, открытого в 1908 г. В ходе реконструкции здание получило два купола общей площадью 3,5 тыс. м2 - это светопрозрачные конструкции из авиационного алюминия, который в 3 раза легче, чем сталь, при сопоставимой с ней прочности. Это решение позволит существенно расширить экспозицию музея: к светопрозрачной кровле можно крепить макеты самолетов и космических аппаратов в натуральную величину.

Такие характеристики алюминия, как прочность и высокая коррозионная стойкость, обеспечивают более длительный срок эксплуатации объекта по сравнению с конструкциями из черного металла. Можно с уверенностью говорить, что алюминий завтра - это материал с большой перспективой, и это, конечно, вдохновляет архитекторов.

 

Интервью провел Николай Николаев

Алюминиевая ассоциация

 

 
вверх