Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

На дорожное строительство денег не хватает

[22.04.2016 / 17:46]

Региональные автомобильные дороги в России находятся в плачевном состоянии: 63% из них не соответствуют нормативным требованиям. При этом состояние федеральных дорог значительно лучше – они соответствуют нормативам на те же 63%.

Такая цифровая «симметрия» - повод задуматься о кардинальных мерах по улучшению автодорожной сети в регионах. Об этом шла речь на научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития транспортной инфраструктуры и дорожного строительства Сибири», которая прошла 20 апреля в Иркутске в рамках выставки «Транспорт и дороги Сибири».

Как отмечает гендиректор Ассоциации «РАДОР» (Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами) Игорь Старыгин, в настоящее время у дорожников две стратегические задачи: приведение в нормативное состояние существующей сети автомобильных дорог и исполнение поручения президента РФ по удвоению объема строительства новых автодорог.

- О том, как эти задачи реализуются, говорят объемы дорожных работ: в 2015 году в России было отремонтировано 7 тысяч 900 км автодорог, что составляет менее 2% от общей протяженности. Построено всего 1502 км автодорог. Динамика, сами видите, какая, - приводит цифры Старыгин. -  Объемы работ, конечно, напрямую связаны с уровнем финансирования.

Описывая проблематику, эксперт напоминает, что в 2012 году благодаря созданию дорожных фондов наблюдался скачок в финансировании отрасли, в дальнейшем же все сохранялось на одном и том же примерно уровне.

- Напомню, что из дорожных фондов субъектов РФ продолжают выделяться средства на муниципальный уровень (порядка 14% от общего объема фондов). Идет из этого источника и погашение кредитов, которые ранее выделялись из федерального бюджета. Ну и в ряде субъектов из дорожных фондов выплачивается налог на имущество (в части автодорожного комплекса). Таким образом, непосредственно на региональную сеть дорог из дорожных фондов субъектов направляется 83%. Обеспеченность финансированием при таком объеме средств невысока: по содержанию дорог обеспеченность составляет 30%, по ремонтам – 26%, по капремонтам – менее 2%.  В целом по содержанию, капремонту и ремонту дорог обеспеченность составила 13,4%. Ждать от дорожников каких-то подвигов при таком финансировании не приходится, - констатирует Игорь Старыгин.

Скептически эксперт оценивает и планы по удвоению строительства автодорог:

- За предыдущее десятилетие, с 2003 по 2012 год в субъектах РФ было введено чуть более 20 тыс.км дорог. И с 2013 по 2022 год мы должны построить вдвое больше – 40 тысяч км. Три года этого срока уже прошло - поручение исполнено на 10%, хотя мы должны были уже приблизится к трети – к 30%. К сожалению, лишь 7 субъектов РФ вышли на требуемый уровень, - констатирует Игорь Старыгин. - Чтобы выполнить это, нужно увеличить объемы стройки почти на 30% ежегодно. Для региональной сети это очень сложная задача.

Руководитель РАДОР напоминает: существует два основных источника формирования дорожных фондов – это акцизы на ГСМ и транспортный налог:

- К сожалению, все годы после воссоздания дорожных фондов прогнозы министерства финансов не сбываются: в 2014 году недобор акцизов составил 80 млрд рублей, мы ушли с большой кредиторкой, в 2015 году рассчитывались, и этот недобор по акцизам – одна из причин падения по объемам строительных работ. И в 2015 году недобор снова имеется и составляет 20 млрд рублей. Радует, что в начале этого года было принято решение по увеличению ставки акцизов – по бензину на 2 рубля, по дизтопливу – на 1 рубль. В соответствии с нормой, 100% акцизов должны направляться в дорожные фонды субъектов РФ. И если бы эта норма сохранилась, то доходы в этом году составили бы 89 млрд рублей. Но вслед за этим законом правительством 9 апреля в Госдуму был внесен законопроект, который предполагает новое перераспределение акцизов – 77% оставить субъектам, 23% передать федерации. Если эта норма будет принята, субъекты недополучат ожидаемое. Конечно, все субъекты РФ выступают за сохранение действующего порядка распределения акцизов. Подготовлен ряд обращений в Минтранс, в Госдуму, в комитеты по бюджету, по транспорту, и, как вы знаете, президент на прямой линии обозначил, что, по крайней мере, необходим компромисс. Надеемся, что работа по этому направлению будет продолжена.

К сожалению, субъекты РФ, не всегда добросовестно финансируя дорожную отрасль, тоже дают основания Минфину относиться к регионам с недоверием, отмечает Старыгин:

- Не все средства акцизов и транспортного налога доходят до региональных дорожных фондов. Так, в 2015 году не дошли более 13 млрд рублей, - отмечает руководитель РАДОР. – Таким образом, перед органами управления автомобильными дорогами стоят две важные задачи – увеличение эффективности расходования средств и повышение качества дорожных работ. В СМИ происходит настоящая истерия по поводу качества дорожных работ, но, к сожалению, дорожники дают поводы для таких реакций – не изжиты еще практики, когда асфальт укладывают в грязь, в снег… И пока мы это не изживем, работать на федеральном уровне в части увеличения финансирования будет крайне трудно.

 

ИА Телеинформ

 

Категории:  Линия отрыва
 
вверх