Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Работа над проектом будет конфликтной

[11.11.2020 / 13:19]

Проект бюджета Иркутской области на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов сессии Законодательного собрания региона рекомендовано принять в первом чтении, но с многочисленными оговорками.

Главный финансовый закон региона обсуждался 10 ноября на заседании профильного комитета под председательством Натальи Дикусаровой.

О представленном депутатам проекте бюджета рассказали замминистра экономического развития Марина Петрова и министр финансов региона Наталия Бояринова.

По словам Марины Петровой, учитывались два варианта развития экономической ситуации – базовый и консервативный:

– При этом учитывалось, во-первых, снижение цен на товары, экспортируемые из Иркутской области, что негативно влияет на экономику, во-вторых, эпидемическая обстановка, складывающаяся в стране, в мире и в регионе. И третье – изменение стратегии работы вертикально интегрированных компаний.

Она пояснила, что консервативный прогноз предполагает, что эти факторы усугубятся и ситуация ухудшится. В базовом варианте предполагается, что снижение цен на мировом рынке на основные экспортируемые из региона товары достигло предельного уровня и к 2022-2023 году произойдет рост этих цен.

При этом, по прогнозу, прибыль рентабельных предприятий региона в 2020 году составит 260 млрд рублей, то есть снизится по сравнению с показателями прошлого года на 20 млрд рублей. Соответственно, снизится и налог на прибыль.

– В перспективе мы ожидаем, что изменения в законодательстве повлияют на формирование прибыли нефтедобывающих предприятий и, соответственно, налога на прибыль. В 2021 году мы ожидаем, что прибыль крупных предприятий региона составит 275 млрд, а к 2023 году – свыше 320 млрд. Это ниже того, что мы прогнозировали на этот период в прошлом году, – сообщила Марина Петрова.

Власти региона рассчитывают на то, что продолжится реализация инвестиционных проектов в регионе, и в 2023 году рост ВРП составит 1,4% к предыдущему году, индекс промышленного производства на тот же год оценивается в 116%.

– Для формирования бюджета мы все-таки предлагаем взять базовый вариант прогноза, с учетом того, что по ряду товаров ситуация на мировом рынке улучшается, – заявила представитель Минэка.

При этом депутат Александр Гаськов поинтересовался – а как насчет оптимистичного прогноза, просчитывался ли такой вариант?

– Пока оптимистичный вариант сложно просматривается, поэтому смысла его формировать нет, – прокомментировала Марина Петрова.

Также, отвечая на вопросы депутатов, она сообщила, что в Законодательное собрание Иркутской области, наконец, внесен новый проект стратегии социально-экономического развития региона.

Наталия Бояринова заявила, что «бюджет сформирован так, что вне зависимости от факторов, влияющих на его формирование, социальные обязательства будут исполнены».

– Текущая экономическая ситуация будет иметь далеко идущие последствия, – заявила она. – В предстоящие три года областной бюджет недополучит более 52 млрд рублей. Ожидается, что по налоговым и неналоговым доходам докризисный уровень будет достигнут не ранее конца 2022 года – начала 2023 года.

Наталия Бояринова сообщила, что в связи с изменениями в федеральном законодательстве, выпадающие доходы областного бюджета, которые он недополучит от предприятий нефтяной промышленности, составят в 2021 году более 9 млрд рублей. Еще около миллиарда налогов регион потеряет в результате перераспределения доходов от акцизов.

– При этом в бюджете РФ, принятом Госдумой в первом чтении, никоим образом не предусмотрены компенсационные меры для поддержки регионов, которые теряют свою доходную базу в связи с изменениями федерального законодательства, – подчеркнула министр.

Она также сообщила, что в приоритетном порядке в трехлетнем периоде на реализацию 11 национальных проектов за счет средств федерального и областного бюджетов запланировано 71,8 млрд рублей. На социальную сферу в 2021 году будет направлено почти 67% от общего объема расходов.

В результате доходы регионального бюджета в 2021 году предлагается утвердить в объеме 166,7 млрд рублей, в 2022 году – 167,1 млрд, в 2023 году – 175,8 млрд рублей. Расходную часть предлагается установить в объеме 189,6 млрд рублей на 2021 год, 175,5 млрд рублей – на 2022 год и 173 млрд рублей – на 2023 год.

При этом дефицит областного бюджета устанавливается в максимально возможном объеме – 14 млрд рублей. В результате в 2021 году объем госдолга региона достигнет 46,6 млрд рублей. В 2022 году он составит уже 55,9 млрд рублей. Лишь в 2023 году ожидается исполнение бюджета с профицитом, при этом госдолг начнет снижаться и составит 51,7 млрд рублей.

– Все параметры бюджета скорректированы в меньшую сторону, – заявила Наталия Бояринова.

Она отметила, что уже сегодня в сравнении с аналогичными показателями 2019 года бюджет недополучил 6,7 млрд рублей. А относительно утвержденных плановых параметров 2020 года по факту на 1 ноября бюджет недополучил 9,1 млрд рублей.

– Падение будет и дальше, – заявила министр. – Это связано не только с экономическими характеристиками, но и с эпидемиологической ситуацией не только в нашем регионе, но и в других регионах РФ и мировом сообществе.

В свете сложившейся экономической ситуации депутат Евгений Сарсенбаев предложил проверить эффективность Минтруда и Госзакупок.

– Посмотреть эффективность этих ведомств, нужны они вообще или нет, или ликвидировать их, распределив полномочия меду другими министерствами, – заявил он.

Кроме того, парламентарий предложил снять деньги с программ, где не учтены замечания КСП, из опасения, что в последующем из-за финансовых нарушений средства все равно будут отозваны.

Депутат Александр Битаров предложил более внимательно посмотреть на ситуацию в лесном комплексе, где сегодня все отнюдь не так плачевно, как в других отраслях. Он назвал снижение налоговой отдачи от этой сферы необоснованным.

Депутат Георгий Любенков выразил обеспокоенность снижением в четыре раза дотаций муниципалитетам. Наталия Бояринова ответила, что в проекте бюджета общий объем поддержки муниципалитетов запланирован в размере 10,1 млрд рублей, кроме того в местные бюджеты со следующего года будет зачисляться плата за негативное воздействие на окружающую среду, общий объем который составит 600 млн рублей. При этом дотации на сбалансированность в сумме 554 млн планируется распределить не в течение года, как это происходило в этом году, а уже в декабре-январе.

По мнению Евгения Сарсенбаева, первоочередными расходами в текущей ситуации бюджета должны стать здравоохранение, образование и социальная поддержка. Депутат Галина Кудрявцева отметила необходимость финансирования мер по предотвращению коронавируса, в частности по приобретению средств индивидуальной защиты и рециркуляторов для образовательных учреждений. На существенное уменьшение поддержки сельхозтоваропроизводителей обратил внимание заместитель председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Степан Франтенко.  Он подчеркнул, что его комитет готов поддержать проект бюджета только при выполнении ряда условий в отношении выравнивания финансирования сельского хозяйства.

Несмотря на многочисленные проблемные вопросы, обеспокоенность депутатов снижением финансирования многих значимых направлений и объектов, они приняли решение о необходимости принятия бюджета в первом чтении – очевидно, что основные параметры бюджета никак не удастся увеличить в текущей экономической ситуации. Остальные спорные вопросы – предмет второго чтения.

– Работа во втором чтении будет очень напряженной и очень конфликтной, – заявила, подводя итоги обсуждения, Наталья Дикусарова.

 

ИА Телеинформ

Категории:  Бюджет
 
вверх