Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Баланс госдолга и выплаты россиянам

[22.07.2020 / 09:38]

Сохранение государственного долга на уровне до 20% ВВП необходимо для следования концепции нерасходования бюджетных средств, а также для осуществления экономических программ, мер поддержки пострадавших секторов и населения, рассказал ФБА «Экономика сегодня» руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Константин Ордов. 

Министерство финансов Российской Федерации не намерено допустить рост государственных обязательств к ВВП выше 20% в течение следующих пяти лет вопреки готовности к наращиванию заимствований в период с 2020 по 2021 год. Данное утверждение приведено в проекте плана деятельности Минфина РФ с 2020 по 2025 год, который есть у издания «Известия». Однако на сегодняшний день, как сообщали в пресс-службе ведомства, объем заимствований планируют утвердить законом о трехлетнем бюджете осенью текущего года.

«Долг – это ценные бумаги, которые покупают как российские, так и иностранные инвесторы, он считается неким финансовым инструментом. Если пытаться связать величину госдолга к ВВП с вероятностью дефолта, то прямой взаимосвязи здесь не найти. Многие страны, имеющие по 100-200% к ВВП, не испытывают проблем с точки зрения вероятности дефолта и надежности национальных валют.

Поэтому говорить о проблеме такого характера при увеличении объема свыше 20% нельзя – она может существовать в стоимости долга. То есть чем рискованнее инвестиция, тем она дороже. Но рейтинг российских государственных ценных бумаг достаточно низкий по сравнению с другими, данный факт предопределяет достаточно высокую стоимость долга. Поэтому от увеличения его доли свыше 20% практически ничего не изменится», - комментирует эксперт.

Отметим, что на начало июля 2020 года общий объем государственного долга Российской Федерации составил 14,8 трлн руб., то есть около 14% ВВП. При этом из них 11,2 трлн являются внутренними обязательствами, а 3,6 трлн — внешними. С начала года Минфин РФ привлек средства на 1 трлн руб. и в будущем с учетом погашения ранее взятых обязательств ведомство намерено увеличить заимствования приблизительно на 3 трлн руб., то есть с 14% до 17%.

Согласно данным Института международных финансов, государственный долг развивающихся стран составил около 54%, при этом Российская Федерация находится на одном из последних мест с госдолгом в 14%. Между тем у Бразилии этот показатель превысил 90%, у Индии – 68,6%, у Китая – 55%, у Польши – 50%, а у Мексики – 39%. Известно, что для каждой страны верхняя планка этого показателя разная и зависит от уровня развития экономики и устойчивости к стрессовым и кризисным ситуациям.

«Сохранение государственного долга на уровне до 20% ВВП необходимо для следования концепции нерасходования бюджетных средств. Бюджетное правило было связано с поддержкой рубля, а вот сбережение средств позволит Министерству финансов Российской Федерации и Центральному банку осуществлять экономические программы, меры поддержки пострадавших секторов и населения, а также управлять процессами», - полагает собеседник агентства.

Приоритетная финансовая устойчивость

Константин Ордов напомнил, что в июне 2020 года российское правительство анонсировало список мер по выводу экономики из кризиса, рассчитанных на 5 трлн руб. В документе содержится 500 пунктов, реализация которых позволит восстановить рост ВВП в три этапа за три года. Изначально планируется стабилизировать ситуацию в 2020 году. Далее начать восстановление в начале 2021 года и организовать плавный переход к устойчивому росту в четвертом квартале 2021 года.

Ожидается, что за полтора года экономика России выйдет на устойчивый подъем на уровне не менее 2,5%. Например, в 2019 году ВВП вырос на 1,3%, а прогнозы как российских экспертов, так и зарубежных финансовых организаций предвещают снижение в 2020 году от 4% до 6%.

«Однако инвестировать нужно уже сейчас, то есть до конца 2020 года, и внести около 5 трлн руб. для того, чтобы возместить выпадающий оборот ВВП, который снизится из-за пандемии коронавирусной инфекции. Я думаю, что в данном случае Министерство финансов Российской Федерации пытается предпринимать опережающие действия на фоне участившихся обсуждений о том, что государственный долг, не превышающий 20% ВВП, представляет из себя комфортный механизм привлечения средств для финансовой помощи малому и среднему бизнесу, а также гражданам», - полагает эксперт.

Константин Ордов, рассуждая о способности Российской Федерации все же нарастить объем государственного долга, отметил, что безопасный потенциал расширения считается существенным и позволяет поднять обязательства выше 30% без лишних рисков для устойчивости бюджетной системы.

«Я считал, что если поднять уровень государственного долга, например, до 50% ВВП, то это позволит привлечь около 40 трлн руб. В этом смысле у страны есть потенциал для развития внутреннего финансового рынка. Однако, с другой стороны, без участия государства развитие такого рынка невозможно, так как никто из инвесторов из-за низкой ликвидности не заинтересуется, что нежелательно для нас и будет снижать уровень доверия к рублю, отдаляя его от статуса валюты международных торговых операций.

Поэтому сохранение сбалансированности государственной финансовой системы становится приоритетом в рамках запланированных объемов выпуска государственных ценных бумаг в ближайшие два-три года на фоне достаточно тяжелой экономической ситуации, когда банковский сектор не сможет заместить выпадающие обороты», - констатировал эксперт.

 

Александра Мельник

Экономика сегодня

 
вверх