Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Спрос на бензин деформировал топливный рынок

[18.07.2020 / 18:36]

Проблемы со стоимостью бензина в Крыму имеют общероссийские причины и не связаны со спецификой этого полуострова, считает первый вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин.

«Коронакризис» привел к дисбалансу на топливном рынке РФ

Глава Республики Крым Сергей Аксенов сообщил, что региональный Государственный комитет по ценам совместно с ФАС начали проверку обоснованности цен на бензин, которые на крымских автозаправках подошли к отметке в 55 рублей за литр.

Проверка будет проведена в ближайшее время, а ее результаты – опубликованы и преданы гласности.

Правительство Республики Крым приняло решение снять ограничения на доставку топлива через Крымский мост, поэтому дефицита, о котором предупреждали некоторые СМИ, в регионе не будет.

Проблемой стало то, что для перевозки топлива по Крымскому мосту нужно поставить электронную пломбу ГЛОНАСС, а на паромной переправе в Керчи якобы возникли некие сложности с согласованием поставок топлива на полуостров.

Это не единственная новость на топливную тематику – Российский топливный союз направил председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину письмо о тяжелой ситуации с ценообразованием, в которой оказались независимые АЗС.

В письме утверждается, что в РФ не просто восстановился спрос на бензин и другое топливо, а превзошел показатели 2019 года. Одновременно с этим производство топлива в РФ из-за последствий «коронакризиса» уступает прошлогодним показателям.

По этой причине в России значительно возросли биржевые и мелкооптовые цены на топливо.

«Обращение Российского топливного союза является криком отчаяния, потому что до этого регуляторы в лице Минэнерго РФ и ФАС обещали нормализовать ситуацию. Речь идет о том, что у нас сложился диспаритет розничных и оптовых цен на топливо», - констатирует Ашихмин.

В России, как отмечает Ашихмин, сегодня существуют высокие оптовые цены и низкие розничные на АЗС.

«При таких ценах на АЗС у независимых компаний нет прибыли. При этом нефтяники не спешат увеличивать производство. Эту ситуацию пытались выровнять Минэнерго и ФАС, но пока нет результата», - резюмирует Ашихмин.

Проблемы Крыма связаны с высокими закупочными ценами и логистическими проблемами, связанными с железнодорожным сообщением.

«Железную дорогу по Крымскому мосту открыли, но там нужны электронные пломбы, стоимость аренды которых сравнима со стоимостью аренды цистерны. Данный режим делает эти поставки невыгодными для компаний», - резюмирует Ашихмин.

Олег Борисович полагает, что на паромную доставку топлива давит ценовая ситуация внутри России, а без снижения стоимости электронной пломбы Крымский мост в данных коммерческих операциях не помощник.

«Перед нами следствие общей ситуации с топливом в стране. Просто в Крыму розничные операторы оказались посмелее. Они не стали никого ждать, а взяли и подняли розничные цены. В остальной России регуляторы не дают операторам поднимать цены. Это также связано с тем, что цены не поднимают нефтяные компании», - констатирует Ашихмин.

Имеются в виду ВИНК, или вертикально-интегрированные компании, которые занимаются добычей нефти, переработкой и продажей. Они могут продавать бензин и другое топливо в розницу без прибыли, поскольку зарабатывают на всей цепочке.

«Поэтому если цены поднимут независимые операторы АЗС, то к ним никто не поедет покупать бензин», - заключает Ашихмин.

Дефицита топлива не будет ни в Крыму, ни в остальной РФ, а дело сводится к росту цен за год – выйдет ли он за пределы инфляции или нет.

Россия удержит цены на топливо в пределах инфляции

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что перед нами следствие «коронакризиса» и того дисбаланса, который он создал на российском топливном рынке.

«Причиной сложившейся ситуации является нестыковка текущего предложения и спроса на топливо. Из-за пандемии НПЗ ограничили производство бензина, потому что не было спроса. Он сейчас резко вырос, а производство за ним не поспело. Оптовые цены тоже выросли, а розница сдерживается государством», - резюмирует Пикин.

Правительство РФ и президент РФ поставили четкую задачу – держать топливные цены в пределах инфляции. Это нужно для стабильного развития экономики, чтобы не было дисбалансов в торгово-экономических цепочках.

«Правительство РФ сдерживает розничные цены на бензин, а не оптовые. Именно их оно приближает к уровню инфляции. Заложником этих «ножниц» стали независимые НПЗ, которые покупают бензин по оптовым ценам, а вынуждены торговать по низким. Цены сегодня диктуются российским рынком и ВИНК», - констатирует Пикин.

По перспективам топливных цен в 2020 году, как полагает Сергей Сергеевич, говорить сложно. Если мы выдержим таргет инфляции (не более 3-4%), то это хорошо, но отдельные регионы могут выйти по росту топлива за этот предел.

Бензиновая проблема Крыма является общероссийской – просто там она впервые проявилась.

«В среднем по стране ценовая температура в 2020 году может быть выдержана, а в регионах свои нюансы», - заключает Пикин.

В России основное внимание уделяется розничным ценам на бензин. Вся работа направлена на то, чтобы сдерживать их рост, а на опт обращают меньше внимания, хотя Правительство РФ уже увеличило квоту по обязательствам продажи бензина на оптовой бирже.

 

Дмитрий Сикорский

Экономика сегодня

Категории:  Нефть, нефтепродукты
 
вверх