Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Древесина вместо нефти

[10.06.2020 / 11:26]

Может ли сырьё для моторного масла и присадок к топливу быть экологически чистым? Работник Ангарской нефтехимической компании Александр Говорин утверждает, что да. Он разработал технологию получения масел и присадок из отходов целлюлозного производства. Лабораторные исследования подтвердили: полученное сырьё по свойствам сопоставимо с продуктами переработки нефти, а в чём-то их даже превосходит. Вдобавок оно дешевле.

Работу старшего оператора комплекса сернокислотного алкилирования АНХК Александр успешно совмещает с учёбой в аспирантуре Института энергетики ИРНИТУ. Несколько лет назад он увлёкся зелёной химией. Это научное направление создано с целью усовершенствования химических процессов ради положительного влияния на окружающую среду.

Научная деятельность Александра Говорина началась с проекта по разработке экологичного моторного масла на основе сырья из отходов целлюлозной промышленности, за который он впоследствии получил грантовую поддержку по программе «Умник» Фонда содействия инновациям. Эти средства потратил на лабораторное оборудование, на котором сейчас проводит исследования.

Для человека, далёкого от науки, прозвучит парадоксально, но нефть, которая традиционно используется для производства моторных масел, и древесина схожи по элементному составу. Бутиловые эфиры, полученные Говориным, по свойствам оказались близки к привычному моторному маслу, а температура их застывания значительно ниже. Это подтвердили лабораторные испытания.

«Разработкой я занимался в ИРНИТУ, а анализы проводил в центральной лаборатории Ангарской нефтехимической компании, – поясняет Александр. – На первых порах специалисты лаборатории мне сильно помогли в проведении анализов».

Сегодня исследовательская работа молодого учёного свелась к производству присадок для дизельного топлива из отходов целлюлозной промышленности. Проведённые испытания доказали: подобные добавки положительно влияют на качество солярки и повышают износостойкость двигателей. Сами компоненты нетоксичны и весьма быстро разлагаются без ущерба для природы. Вдобавок продукт из отходов варки целлюлозы обходится дешевле: присадки от местных заводов обходятся примерно в 180 тыс. рублей за тонну, себестоимость нового продукта составляет 85 тыс. рублей за тонну.

«Прелесть проекта в том, что сырьё и реагенты, которые используются для синтеза жирных кислот, одинаковы для моторных масел и присадок, – объясняет Александр. – Это как нефть, из которой мы синтезируем то, что нам нужно».

Инициативы и результаты изысканий Говорин демонстрирует на различных конференциях. Так, с проектом реализации инновационного научно-технологического центра «Зелёные технологии» он стал финалистом Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия».

А в мае этого года молодой учёный выступил на съезде мирового общества экологической токсикологии и химии. Научный форум планировался в Ирландии, но из-за пандемии прошёл в онлайн-формате.

Дискуссии на площадке Zoom объединили 2000 ведущих учёных-экологов, представителей 60 стран. Программа включала 500 презентаций платформы и 1100 постеров. На международной платформе Александр представил свой постер на тему «Зелёная химия как основа этики и морали инженера будущего».

По его словам, коллег заинтересовали методы исследования и экономическое обоснование проекта. В следующем году Александр примет участие в съезде. А сегодня он готовится к выступлению на конкурсе-акселераторе инновационных проектов «Большая разведка».

 

Георгий Борисов

Восточно-Сибирская правда

Категории:  АНХК
 
вверх