Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Россия в ожидании МС-21

[14.05.2020 / 17:16]

Поддержка авиаперевозчикам и предприятиям авиастроения на фоне коронавируса в России потребуется неординарная. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС, кандидат экономических наук Павел Грибов.

Самый существенный среди видов транспорта России спад из-за коронавируса произошел в авиации, объем перевозок внутри страны упал на 85%, заявил президент РФ Владимир Путин в ходе совещания по вопросам поддержки авиационной промышленности и авиаперевозок. "Остановилось международное сообщение. Ну, почти остановилось. Здесь сокращение на 90 с лишним процентов", - констатировал глава государства.

То, что карантин ударит по авиаперевозчикам, стало ясно уже в марте. В рамках первого и второго пакетов антикризисных мер правительство выделяло авиаперевозчикам бюджетные субсидии, с предприятиями предложено работать индивидуально. Кроме того, предприятиям предложили налоговые каникулы, мораторий на проверки всех видов и льготные кредиты на околонулевых ставках. В середине апреля на поддержку авиакомпаний Путин поручил направить 23 млрд рублей.

"Сейчас государство разделяет проблемы авиаотрасли на две составляющие: авиаперевозки и производство летной техники, - отмечает Грибов. – Если говорить о компаниях, занимающихся транспортировкой людей и грузов, они столкнулись с беспрецедентными проблемами даже на фоне последних лет. Очевидно, что помимо прямых бюджетных вливаний они нуждаются в банальной загрузке заказами.

Самолеты не поднимаются в воздух уже месяц, и значительная часть из них находится в лизинге, то есть не в собственности перевозчиков. За них необходимо платить. Ведь банкротство печально знаменитой "Трансаэро" началось из-за невозможности расплатиться по счетам. Государство может частично заказать и субсидировать перевозки, в том числе региональные, но для этого нужно, чтобы карантин по коронавирусу в регионах начали снимать".

Авиастроение нуждается в поддержке

В 2015 году стало известно, что самолеты отечественного производства составляют всего 24% совокупного парка российских перевозчиков. Причем на современные образцы - Ан-148, Ту-204, Ту-214 и Sukhoi Superjet - приходятся лишь 6,3%. Остальные 17,7% - старые модификации "Ан", "Ту" и "Як", большинство которых летали еще в СССР. Именно тогда было принято решение обновить отечественный авиапарк, отдавая приоритет отечественным машинам.

Сегодня Путин поручил отчитаться о создании авиакомпании с российскими самолетами – такое поручение давалось для поддержки отечественного авиапрома. "Поддержка необходима базе авиаотрасли, а именно предприятиям авиастроения, нужно обеспечить их загрузку", - заявил президент. И анонсировал новую программу лизинга, которая вскоре будет запущена в авиаотрасли. При этом реализующие ее компании получат государственные гарантии для своей деятельности. Это означает, что российский рынок стимулируют обновлять авиапарк российскими машинами.

"Когда в серийное производство запустили Sukhoi Superjet, в первую очередь на его закупку, что вполне естественно, ориентировали госкомпании. И "Аэрофлот", насколько мог, закупал эти машины. Но мы помним, что последние годы были не самыми удачными для авиарынка. И в определенный момент авиапарк госпредприятия оказался заполнен российскими самолетами по возможному максимуму. Так что возник вопрос, как поддержать авиапром.

Идея создания отдельного предприятия, работающего только на российских машинах, имеет как плюсы, так и минусы. К примеру, у нас есть региональный Ил-114, который вполне может работать на направлении Петропавловска-Камчатского, Дальнего Востока, Южно-Сахалинска. Эти рейсы традиционно субсидируются, так что обеспечат не только маршруты, но и заказ отечественным предприятиям авиастроения.

С другой стороны, РФ производит пока не так много гражданских самолетов. Из международных дальномагистральных это пока только Sukhoi Superjet, поскольку из-за санкций и ряда других причин с МС-21 возникли задержки по срокам. Частные же авиакомпании в России в последние годы с трудом удерживались на плаву, немалое их количество обанкротилось. Так что вряд ли они способны обеспечить значительный заказ на самолеты авиапрому РФ", - подчеркивает Грибов.

Помощь по принципу импортозамещения

Помимо запуска новой лизинговой программы и госгарантий Путин поручил выделить субсидии для снижения стоимости летного часа российских самолетов. По его словам, эти меры только за два первых года позволят обеспечить выпуск более 59 новых гражданских самолетов на заводах России. Президент оговорил: механизм субсидирования лизинга надо сделать более простым и оперативным для перевозчиков и производителей самолетов, в том числе привязать субсидию к покупке конкретного борта.

Помимо прочего, в этом году ускоряется закупка самолетов по госпрограммам, которые финансируются из бюджета. Ввел глава государства и принципиально новую меру, которая раньше озвучивалась лишь в виде предложения. "Сделать так, чтобы поддержка в приоритетном порядке оказывалась тем маршрутам, где эксплуатируются российские самолеты", - сказал Путин. Такая инициатива всякий раз вызывала дебаты среди авиаперевозчиков, которые традиционно предпочитали закупать иностранные "Боинги" и "Аэробусы".

"Целый ряд авиакомпаний все же могли бы переориентировать авиапарк на частичное использование российских машин. Но их выбор все же в гражданском сегменте пока ограничивается двумя видами для разной дальности полетов. Сертификационные испытания МС-21 могут закончиться только к 2023 году, а речь идет о ситуации "здесь и сейчас". Старые Ту-204 не факт, что вообще будут производиться. То есть стране нужны новые проекты и решения, но сейчас в кризис поддержка требуется предприятиям на фоне имеющихся реалий.

В России традиционно дотируются социально значимые и национально значимые маршруты авиаперевозок. Можно поручить получающим субсидии компаниям переориентировать парк на российские машины, но быстро это не сделаешь. Нужно время, чтобы вывести старую технику из эксплуатации или продать ее, закупить отечественную. То есть как мера поддержки инициатива может сработать, но с отложенным эффектом.

С другой стороны, страна явно не перестанет доплачивать за социально значимые маршруты только из-за того, что их обслуживают "Боинги". Здесь перевозчикам, авиапромышленникам и правительству придется найти компромисс, который всех устроит", - заключает Павел Грибов.

 

Максим Бут

Экономика сегодня

 

Категории:  Авиапром
 
вверх