Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Конфликт интересов между Москвой и Минском

[08.02.2020 / 15:55]

Владимир Путин и Александр Лукашенко встретились в Сочи. Полтора часа они проговорили тет-а-тет. После этого российский лидер рассказал, что обсудил с коллегой много вопросов, представляющих взаимный интерес. А Лукашенко сообщил, что поговорил с Путиным об истории, и они дошли «до глубины седых времен». Главные темы переговоров - это, конечно, интеграция двух стран и поставки российской нефти.

Business FM позвонила белорусскому бизнесмену Дмитрию Черноморцу. Он занимается промышленным дизайном. Редакция задала ему два взаимосвязанных вопроса: по поводу интеграции России и Белоруссии и о ценах на бензин.

Насчет первой темы предприниматель сказал, что не видит ничего особо плохого, но и особо хорошего тоже, и сравнил все с коммунальной квартирой: жить в ней, конечно, весело, но все-таки хочется в отдельной. Что же касается цен на бензин, то их в Белоруссии полностью регулирует государство. Они несколько раз в месяц по чуть-чуть повышаются, и, по сути, уже стало, как в Европе, говорит Дмитрий Черноморец.

- «Цены на топливо растут, это неприятно. Я считаю, что мы уже практически достигли Европы. Другой очень важный момент: когда ты заправляешься у нас, например, заливаешь 50 литров топлива, 95-го бензина, ты на них можешь почему-то проехать 500 километров. А когда, например, ты в Германии заливаешь в бак 50 литров топлива, ты по какой-то непонятной причине можешь проехать 600 километров. Я не знаю, как это объяснить, кроме энергоемкости топлива. Но это физика. А если перенести это в стоимость проезда одного километра, то мы фактически получим европейскую стоимость топлива».

Дело в том, что цены на топливо в Белоруссии зависят от готовности Минска к интеграции. Это объединение налоговой системы, введение единой валюты и так далее. Только на этих условиях Россия готова поставлять в братскую республику энергоресурсы по сниженным ценам. Но есть и другой аспект. Россия десятилетиями спонсировала белорусскую экономику, выдавая кредиты и поставляя дешевое топливо. Соседи на этом зарабатывали, продавая на экспорт бензин.

На вырученные деньги Минск, в свою очередь, спонсировал свою промышленность. Благодаря этому в российских магазинах продается, например, белорусская молочка, а наши аграрии пашут и убирают поля на белорусских тракторах и комбайнах. Потому что соседи нашими же руками выигрывают в конкуренции.

Но Россия ведь и сама хочет поставлять свои товары в Белоруссию. Генеральный директор производителя сельхозтехники «БДМ-Агро» Сергей Мерников рассказал Business FM, как он пытается сотрудничать с белорусами по поводу производства погрузчиков. Те откликаются неохотно. Или другой известный пример с комбайнами уже другого производителя, «Ростсельмаша». Сергей Мерников напоминает, что нашим комбайнам доступ на белорусский рынок закрыт.

- «Широко освещалось и по телевидению, и так далее, сколько наших комбайнов экспортировано в Белоруссию. Это показывали разговоры нашего президента и белорусского. Фактически ноль, а в России очень много. Я даже не знаю цифры. Но главное, что в Белоруссию поставлен практически ноль. При этом мы очень хорошо относимся к белорусам и ждем сотрудничества. Дружба у нас есть, а вот с экономическим сотрудничеством несколько сложнее».

Александр Лукашенко примерно раз в неделю повторяет одни и те же тезисы. Минск не хочет торговать суверенитетом. Но хочет получать топливо по ценам, как внутри России. Москва закономерно отвечает: как внутри будет, если Белоруссия приблизится к этому «внутри», чего она делать не спешит. Ну а сейчас Россия вообще прекратила поставки нефти в Белоруссию.

И в этой ситуации положение Минска хуже, чем у Москвы. Белоруссия и так несколько пострадала из-за того, что повысилась стоимость российской нефти (это последствие налогового маневра - повышение налога на добычу энергоносителей). Полная и долгая остановка поставок грозит большими проблемами для белорусского бюджета.

Все же громкие заявления Лукашенко о покупке сырья где-нибудь в Норвегии или США, которое обойдется значительно дороже, - лишь политика. Правда, у Минска есть красивый выход - таки начать пресловутую интеграцию. Но ведь она должна завершиться к 2024 году, а начать - вовсе не означает закончить. Но и Москва может ответить в стиле героя Ильфа и Петрова: утром - интеграция, вечером - нефть.

 

Михаил Сафонов

Бизнес FM

Категории:  Конфликты, скандалы, споры, расследования, суд
 
вверх