Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Самый популярный в мире материал

[03.12.2019 / 10:01]

Евгений Васильев, руководитель проектов транспортной инфраструктуры Алюминиевой Ассоциации, рассказал в студии Business FM о положении дел в отечественном мостостроении и перспективах возведения мостов из алюминиевых сплавов.

 

- Мы сегодня будем говорить о том, о чем не все знают. Наша тема - алюминиевые мосты. С нами Евгений Васильев, руководитель проектов транспортной инфраструктуры Алюминиевой Ассоциации. Здравствуйте, Евгений!


- Добрый день!

 

- Я подготовился и выяснил, что у нас по данным статистики на сегодняшний день примерно 3500 мостов и других искусственных сооружений находятся либо в аварийном, либо в предаварийном состоянии. Это так?
 

- Да, вы в принципе правы, но правы с точки зрения не цифр, а того большого количества мостов, которые находятся в предаварийном состоянии. На самом деле эта цифра, я думаю, больше. Никто в регионах на данный момент не делал общего инструментального обследования мостов, в основном проводили визуальное обследование. После утверждения программы по ремонту и восстановлению мостов, я думаю, цифра будет намного выше.

 

- Ну вот вы как представитель алюминиевой отрасли, какое видите решение?
 

- Мы видим решение в строительстве и восстановлении мостов с применением алюминиевых сплавов.

 

- Вот смотрите, я как обыватель… Мне сложно представить, потому что мост - это капитальное сооружение из стали и бетона. Из алюминия мост мне представить довольно сложно.
 

- Да, я вас понимаю. Существует миф, в котором почему-то к алюминию относятся как к алюминиевой ложке.

 

- Из школьной столовой, которая легко гнется.
 

- Да-да-да. Но на данный момент промышленность и наука в части алюминиевых сплавов шагнула далеко. Не зря же алюминий применяется в авиастроении и судостроении. Т.е. сегодня физико-механические свойства алюминиевых сплавов подходят близко к стали. Поэтому данный миф мы должны разрушить.

 

- Давайте на конкретном примере. Вот я знаю, что оказывается в России есть алюминиевый мост – он в Петербурге. И ему исполнилось на днях 50 лет.
 

- Да, вы правы. Это - Коломенский мост на канале Грибоедова. Цельнометаллический, длина его пролета – 34 метра. Можно туда приехать и посмотреть, в каком прекрасном состоянии он находится. История российского мостостроения из алюминиевых сплавов насчитывает более 50 лет. Мы считаем, что данная тема перспективна.

 

- Ну вот смотрите, его построили 50 лет назад. Он до сих пор стоит и в хорошем состоянии. Почему тогда советские инженеры не стали использовать алюминий при строительстве мостов?
 

- На тот момент эта тема была закрытая. Кроме того, уровень развития промышленности, именно алюминиевой и именно в части исследования сплавов, не позволял начать массовое строительство алюминиевых мостов. На данный момент существует и работает институт легких сплавов (ИЛМиТ), который под эту тему был сделан. В нем разрабатываются те модели алюминиевых сплавов, которые могут быть пригодны в разных отраслях промышленности.

 

- Ну, а если взять мировой опыт. У нас же был не первый алюминиевый мост…
 

- История алюминиевого мостостроения уходит в далекие времена - 30-е годы XX века. Одна из основных стран, которая это делает - США. Первый алюминиевый настил там был применен в железной дороге. Дальше подхватила Канада и европейские государства. На данный момент самый длинный пролет из алюминиевых сплавов находится во Франции (1973). До сих пор все эти объекты прекрасно функционируют.

 

- Сколько метров?
 

- Во Франции 173 метра. В Канаде, в городе Квебек, 150-метровый мост.

 

- Канал Грибоедова гораздо уже.
 

- Согласен. Сейчас как раз занимаемся строительными нормами и правилами, которые позволят увеличивать пролетные строения и заниматься реализацией таких объемных проектов.

 

- А СНиПы не позволяют сейчас строить длинные мосты?
 

- На данный момент введен Свод Правил № 443, который позволяет проектировать мосты из алюминиевых сплавов, но пока в части пешеходных мостов. Научным сообществом дорабатывается и актуализируется нормативная литература. И мы уже в следующем году увидим Свод Правил, который позволит проектировать автодорожные мосты.

 

- А в чем преимущества алюминиевых сплавов?
 

- Это легкий материал, практически в 3 раза легче стали и почти в 6 раз легче железобетона. Конструкции из него можно перевозить на расстояния в условиях бездорожья. Коррозионная стойкость дает возможность использовать алюминиевые сплавы даже в агрессивных средах и в прибрежных зонах. К тому же, такие конструкции легче монтировать и транспортировать с помощью менее тяжелого механизма, тем самым минимизируя урон дорогам и не создавая проблем транспортному движению.

 

- Ну и к самому главному – цена…
 

- По сравнению с аналогами цена чуть повыше, но…

 

- Чуть повыше или выше?
 

- Чуть повыше. Стоимость алюминиевых сплавов не в какие-то разы, как раньше было, выше стальных. Мы говорим о преимуществах алюминия в рамках контрактов жизненного цикла, т.е. когда рассчитывается стоимость конструкции с учетом ее содержания и эксплуатации.

 

- Но все равно не надо спешить, потому что все это требует серьезной проработки, ведь такие конструкции – это вопрос безопасности.
 

- Да, здесь вопросу безопасности уделяется серьезное внимание. Вы правильно отметили, что именно на таких сооружениях основным аспектом является обеспечение безопасности транспортных средств и людей, которые в них находятся. Поэтому без серьезных испытаний и проработки именно тех нормативных вещей, которые есть, никто не будет принимать скоропалительные решения. Мы идем поступательно, понимая, как это серьезно и со всем научным миром.

 

- Весь остальной научный мир и остальная промышленность. А на сколько широко в других странах представлены алюминиевые мосты и другие конструкции?
 

- В мире сейчас растет потребление алюминия. Например, в странах Азии – это основные лидеры в части алюминиевых конструкций. Китай, Южная Корея, Япония, для которой особенно актуальна сейсмостойкость.

 

- Для них актуально.
 

- Да-да. Страны Северной Америки: США и Канада уже давно их применяют. Ну и европейские государства – Германия, где каждый год строятся 8-10 мостов из алюминиевых сплавов. Не отстаёт Франция, страны Скандинавии. Причем, особое внимание уделяется архитектуре. Одно из преимуществ алюминия заключается в том, что из него можно делать любые конструкции: раскручивать, крутить…

 

- Мы сейчас в сторону эстетики уже пошли.
 

- Да-да-да. Не зря же именно в части строительства алюминий стал самым популярным в мире материалом. Многие считают данные объекты не просто объектами транспортной инфраструктуры с узкой функциональностью, но и рассматривают их как архитектурные произведения. В крупных городах ставка делается еще и на архитектурный облик, помимо непосредственно функциональности.

 

- Мы сейчас говорили про мировой опыт, а речь идет именно об автомобильных или пока о пешеходных мостах?
 

- Речь идет и об автомобильных, и о пешеходных мостах.

 

- Т.е. там уже пришли к тому, что можно безопасно делать автомобильные мосты из алюминия?
 

- Да, конечно.

 

- Ну, а у нас сейчас какие планы по строительству мостов?
 

- Что касается строительства пешеходных мостов, то на данный момент ряд регионов заинтересовала эта тема. Они уже заказывают проектную документацию. Причем сразу же будет понятна конкурентоспособность данного материала по сравнению с другими аналогами. Мы сейчас планируем сделать пилотный проект в Нижегородской области по автодорожным мостам – это тот регион, который после Петербурга подхватил идею строительства мостов из алюминиевых сплавов – в Нижнем Новгороде в 2017 году были успешно построены два пешеходных перехода, которые, естественно, функционируют. В Красноярске к Универсиаде было построено два пешеходных моста. Сейчас в рамках проекта «Национальные безопасные и качественные дороги» реализуется еще один мост. Так что я думаю перспектива за этим проектом есть, именно в части регионального строительства.

 

- Будем тогда надеяться на это. Это - технология будущего, правильно я понимаю?
 

- Да, это технология будущего. Будем предпринимать все необходимые усилия, чтобы они развивались в нашей стране.

 

Алюминиевая ассоциация

Категории:  Металлургия
 
вверх