Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Цены на топливо

[28.11.2019 / 10:22]

Демпфирующий механизм сыграл ключевую роль в стабилизации цен на топливном рынке в 2019 году и будет играть ее дальше в 2020 году, считает заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. При стабильной мировой конъюнктуре на рынке нефти рост цен на топливо можно  удержать в пределах инфляции.

Стоимость бензина и дизеля в 2020 году

В Минэнерго рассказали о своих ожиданиях по изменениям цен на бензин и дизель в 2020 году. По мнению ведомства, правительству удалось найти универсальное средство, которое сдержит рост цен на автозаправках, и меры удалось отработать в течение 2019 года.

За 11 месяцев текущего года розничная цена на бензин АИ-92 по России выросла менее чем на 1%, а цены на АИ-95 и АИ-98 стали дороже, чуть более чем на 1%. Что касается дизельного топлива, то цены на заправках совпадают с теми, по которым АЗС отпускали его в январе 2019 года. В итоге рост цен оказался даже слабее тех прогнозов, которые официально обещали в начале года. Ключевой причиной стабилизации рынка эксперты называют ввод демпфирующего механизма.

«В целом можно согласиться с оценкой, что демпфирующий механизм сыграл ключевую роль в стабилизации цен на топливном рынке, и будет играть ее в будущем, что также должно способствовать сдерживанию роста цен. Но все-таки его нельзя назвать панацеей или гарантией того, что цены теперь защищены от роста навсегда. Многое будет зависеть от динамики мировых цен на нефть и того, как правительство станет реагировать на изменения на нефтяном рынке.

Все-таки демпфирующий механизм, как и все предыдущие решения по стабилизации рынка, представляет собой метод ручного управления. И нефтяные компании до конца не уверены в том, что в случае резких колебаний цен на внешних рынках, правительство продолжит строго придерживаться решения по демпферу. Некоторые незначительные риски здесь сохраняются», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» Алексей Белогорьев.

Рынок нефти в настоящий момент сбалансирован, но риски ребалансировки спроса и предложения в зимний период не исключает даже министр энергетики РФ Александр Новак. Как объясняет эксперт Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев, в зимний период потребление нефтепродуктов традиционно снижается, а соответственно и объемы переработки падают. Такая ситуация на рынке обусловлена тем, что заканчивается автомобильный сезон, то есть люди меньше ездят на автомобилях и меньше потребляют топливо.

Давление на мировой рынок нефти

В связи со снижением топлива снижаются и цены на нефть. Кроме того, к зимнему периоду уже сформированы запасы топлива к отопительному сезону. Фактор перепроизводства на рынке сохраняется, поэтому не исключено, что на министерской встрече ОПЕК+, запланированной на декабрь, участники сделки рассмотрят разные пути стабилизации рынка. Основным риском Гордеев называет торговую война между США и Китаем, которая влечет за собой спад мирового спроса, оказывая давление на мировой рынок нефти.

«В следующем году общие ожидания рынка заключаются в том, что мировые цены на нефть будут более-менее устойчивы. Пока нет однозначных фактов, которые могут привести к резкому снижению или подъему цен, поэтому если мировая конъюнктура продолжит оставаться стабильной, то рост цен на бензин и дизель на российском рынке можно удержать в пределах инфляции.

В случае же каких-то скачков по нефти всегда можно скорректировать демпфирующий механизм, так как он представляет собой ручное управление, подстраиваясь под некоторый диапазон цен. В текущем диапазоне между 50 и 70 долларами он работает хорошо. Но как он поведет себя и какие будут решения правительства в случае выхода цен из данного коридора, сказать сложно», - добавляет Белогорьев.

Как объяснял нам ранее директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин, логика демпфирующего механизма довольно проста. Если цены на внутреннем рынке оказываются по уровню доходности менее прибыльными, чем поставки на экспорт, то государство компенсирует издержки компаниям.

Если же цены на внутреннем рынке, наоборот, оказываются значительно выгоднее экспорта, то компании выплачивают государству дополнительные деньги. В таком виде механизм позволяет учитывать интерес бизнеса на случай, если приходится продавать топливо с солидным демпингом на внутреннем рынке.

 

Андрей Петров

Экономика сегодня

Категории:  Нефть
 
вверх