Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Алюминий набирает высоту

[31.08.2019 / 10:17]

При значительном увеличении потребления алюминия в таких секторах, как строительство и электротехника (40% от всего потребления), авиастроение остается одним из важнейших направлений развития отрасли. Широкое применение алюминия обусловлено его уникальными физическими и химическими свойствами, а также непревзойденными экологическими характеристиками.

Несмотря на высокий уровень развития самолетостроения и комплектующих к ним, во всем мире ощущается острая потребность в создании новых воздушных судов с учетом постоянно растущего пассажиропотока и тренда на развитие региональных перевозок. Так, до 2036 года будут поставлены 41 тыс. пассажирских самолетов во все регионы планеты (при этом, спрос на них сохранит ежегодные темпы роста). Использование алюминия позволяет существенно снизить массу воздушного судна. Согласно данным Airbus, сокращение веса на 1 кг в период эксплуатации самолета (приблизительно 25 лет) экономит около 1 млн долларов США.

Благодаря внедрению новых технологий, локализации производств компонентов, а также другим реализуемым проектам, Россия может стать одним из ведущих игроков рынка авиастроения в ближайшем будущем. Даже в условиях внешних ограничений западные партнеры не только не приостановили контакты с поставщиками авиационных компонентов из РФ, но и, напротив, продолжили активно развивать новые направления. В 2017 году американо-российская компания «Хамильтон Стандард-Наука» открыла вторую очередь производственного комплекса по выпуску авиационных теплообменников для ведущих магистральных самолетов, включая Boeing (747, 777, 787), Airbus 380, Embraer, Bombardier и др. В России также создаются производства авиационных кресел, средств пакетирования, алюминиевых колес и других деталей.

Использование алюминиевых проводов в МС-21 и SSJ-100 снижает операционные затраты на 19 и 11 млн долларов соответственно. Эти и другие находящиеся в стадии реализации проекты - ШФДМС (CR-929) и легкомоторный МАИ-411 - позволят увеличить потребление алюминия в отечественном авиастроении. Доля алюминиевых сплавов в CR-929 составляет 15%, включая компоненты колес, провода, кресла, теплообменники, элементы интерьера и корпус самолета.

Многие достижения, безусловно, связаны с действующей долгие годы Государственной программой «Развитие авиационной промышленности» (ответственный исполнитель - Минпромторг России), которая предусматривает создание отечественной авиационной техники для обеспечения внутренних перевозок, а также увеличение объема валовой добавленной стоимости в авиастроении в 3,5 раза. На реализацию программы пойдет более 700 млрд рублей, в т. ч. около 300 млрд рублей - на период с 2020 по 2025 годы.

 

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров (Интерфакс): В соответствии с госпрограммой «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы», на 2019 год нами запланировано поставить заказчикам 104 самолета, в том числе 24 гражданских, и более 200 вертолетов.

 

Первостепенной задачей является обеспечение возможности создания собственной литейной продукции высоких переделов для авиации, т. к. сегодня значительная доля этой продукции с добавленной стоимостью ввозится из-за рубежа. Российские компании имеют потенциал не только вернуть утраченные компетенции и продвинуть собственные технологии, но и защищены гарантированным рынком сбыта для востребованных товаров. Уже отмечалось, что развитие компетенций по литью и последующая локализация производства корпусов, профилей и других заготовок, а также создание центра литейных технологий позволят уже к 2025 году увеличить выпуск литых деталей для всех отраслей промышленности России на 120 тыс. тонн и обеспечат появление новых рабочих мест. Кроме того, подобные инициативы мотивируют талантливых ученых и молодых специалистов оставаться и развиваться в профессии на благо науки и интересов страны. К примеру, в январе 2019 года сотрудники НГТУ (Новосибирский государственный технический университет) успешно провели испытания первого в мире полностью алюминиевого двигателя. В планах пока - создание 40 таких двигателей в год.

 

Илья Зверков, руководитель группы разработчиков НГТУ (Алюминиевая Ассоциация): Алюминиевые сплавы имеют два значимых для авиации преимущества. Во-первых, высокая технологичность в обработке. В зависимости от свойств сплава и его состояния закалки мы можем его лить, тянуть, гнуть, фрезеровать с высокой скоростью и небольшими затратами. Во-вторых, это высокие удельные показатели прочности, то есть отношение максимальных напряжений к весу материала.

 

Направлением, которое имеет значительный не только промышленный, но и социально-экономический потенциал, является региональная авиация. С 1991 года в России существенно (в 6 раз) сократилось количество аэропортов, обслуживавших преимущественно региональные и местные воздушные линии с взлетной полосой от 500 до 1800 м. Поэтому проблема развития авиасообщения остро стоит перед труднодоступными регионами страны. Именно в данном направлении могут быть востребованы понтоны и мобильные аэродромные комплексы с алюминиевыми плитами. Сборно-разборные покрытия актуальны для малой авиации, включая авиацию повышенной социальной ответственности - санавиацию и нужды МЧС. Преимущества данных конструкций - отсутствие необходимости привлечения тяжелой спецтехники для перевозки, возможность доставки и установки в любых условиях, снижение массы плит в сравнении с аналогами (например, бетонные плиты ПАГ-14 тяжелее алюминиевых в 18 раз). Кроме того, возможность последующей утилизации алюминия позволяет компаниям частично вернуть затраченные на производство средства. Данный проект призван помочь регионам увеличить транспортную доступность при небольших затратах. О важности таких инициатив неоднократно говорил Президент России Владимир Путин, например, в своем Послании Федеральному собранию в 2018 году.

 

Владимир Путин (сайт Госдумы): На основе Стратегии пространственного развития необходимо подготовить комплексный план модернизации и расширения всей магистральной инфраструктуры страны. Считаю это одной из первоочередных задач для будущего Правительства.

 

Развитие проектов, внедрение аддитивных технологий позволяют алюминиевой отрасли и в 21-м веке оставаться одной из самых востребованных в авиастроении. Производственные мощности и развитие новых компетенций по сварке, литью могут придать дополнительный импульс для роста внутреннего потребления алюминия в авиастроении, а также смежных с ней областях (например, в строительстве аэропортов, инфраструктуры и т. п.). Проекты в этих направлениях являются неотъемлемой частью не только стратегии развития промышленного потенциала страны, но и укрепления национальной безопасности.

 

Алюминиевая ассоциация

Категории:  Металлургия
 
вверх