Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Регулирование цен на авиаперелеты

[17.07.2019 / 18:15]

Задачу разобраться в ситуации с высокими ценами на авиакеросин в России, которая отражается на стоимости авиабилетов, правительству поставил президент РФ Владимир Путин. В предыдущие меры стабилизации ситуации на внутреннем рынке топлива авиакеросин включен не был, хотя сам по себе механизм формирования цен на керосин схож с рынком бензина и дизельного топлива.

Способ регулирования цен на авиаперелеты

Цены на керосин, от которых зависит стоимость авиабилетов, не должны повышаться, подчеркнул президент РФ Владимир Путин. Этот вопрос глава государства поднял на встрече с врио главы Республики Алтай Олегом Хорохординым. Врио главы Республики Алтай отметил, что выравнивание цен на авиабилеты могло бы позитивно сказаться на туристическом потоке в регион.

По его словам, полет на самолете сегодня обходится всего на 30% дороже, чем поездка на автомобиле, а если цены на керосин снизятся, то все выровняется. Напомним, что с первого августа в России заработает механизм сглаживания колебаний цен на авиакеросин, согласно которому при цене керосина свыше 48,2 тысячи за тонну, что соответствует примерно 70 долларам за баррель, будет вводиться обратный отрицательный акциза из доходов бюджета. 

«Естественно, если выдать какой-то обратный акциз или принять компенсационный механизм, то они позволят положительно влиять на цену. Но важно понимать, что есть рыночная стоимость, поэтому если мы хотим получать топливо на заправках или аэропортах ниже ее, то за это должен кто-то заплатить.

В любом случае задействуется нерыночный механизм, он искажает условия функционирования компании, появляется  неравенство для тех, кто поставляет сырье на внутренний рынок или на экспорт. Компании будут пытаться найти любые способы, чтобы минимизировать свои затраты, например путем перекидывания частичных объемов на внешние рынки, требованием различных льгот и так далее.

Ситуация достаточно проста – либо платит государство, либо компании, либо пополам. Причем любой вариант, который затрагивает затраты компании естественно вызывает вопросы всех участников рынка от производителей до потребителей», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.

Механизм формирования цен на керосин схож с рынком бензина и дизельного топлива. На него влияют те же самые факторы, а именно колебания цен на керосин на внешних рынках и не в последнюю роль текущий курс рубля по отношению к доллару. Тем не менее, пока ситуация с керосином стабильна, особых изменений нет, уверяет эксперт Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев.

Влияние керосина на стоимость авиабилетов

Если сравнивать с началом прошлого года, то его оптовая цена даже несколько ниже, а в сравнении с прошлым годом цена соответствует тем же самым значениям, никаких серьезных изменений нет. В то же время Гордеев отмечает, что цена керосина серьезно влияет на стоимость авиабилетов, занимая до 30% в них среди всех расходов авиакомпаний. Именно поэтому любое изменение цен на топливо авиакомпании тут же перенесут на пассажиров.

«Можно зажать цены на заправках, но оптовые цели поднимаются на АЗС в рамках правил. В итоге весь заправочный бизнес становится убыточным, и если крупные компании за счет вертикальной интеграции еще могут работать на нем, то маленькие не имеют механизмов для выживания. В случае с авиакеросином аналогичная ситуация. Если государство хочет дать льготы на авиакеросин, то нужно отыскать механизмы финансирования.

Высокая цена на керосин благодаря тому, что в наш бюджет поступают хорошие средства от продажи нефтепродуктов, позволяют частично использовать их на компенсацию. В противном случае компаниям некуда будет деваться, как просить дополнительные льгот. У нас же еще налоги поднимаются на добычу, поэтому при выделении новых льгот бюджет недополучит денег в виде НДПИ.

Механизм компенсации с одной стороны простой, когда можно напрямую поддержать авиакомпании, а с другой стороны становится сложным, когда идет не прямое бюджетное финансирования, а перекрестки внутри нефтяной отрасли. В итоге разрабатываются очень сложные компенсационные механизмы и постоянно правятся. Керосин здесь новый сегмент, но с учетом опыта АЗС все пойдет по тому же пути. Ближайшие несколько месяцев этот механизм будет отлаживаться», - считает Кулагин.

Напомним, что в ходе прямой линии Путин затронул вопрос о повышении цен на топливо. В 2018 году цены на авиатопливо выросли более чем на 30%, а стоимость билетов на самолеты - на 9,5%. Президент поставил правительству задачу, что ситуация с высокими ценами на авиакеросин в России, которая отражается на стоимости авиабилетов, должна быть немедленно исправлена.

Принятых ранее мер для стабилизации ситуации на внутреннем рынке топлива оказалось недостаточно, потому что авиационное топливо туда включено не было. После решения вопроса с компенсациями на авиационный керосин эксперты не ожидают увидеть резкого снижения цен на перелеты, но отмечают, что стоимость билетов зафиксируются на текущем уровне.

 

Андрей Петров

Экономика сегодня

Категории:  Авиаперевозки
 
вверх