Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Одна из мер по стабилизации цен на топливном рынке

[08.06.2019 / 15:57]

Предложение ФАС по регулированию топливных продаж независимых НПЗ на бирже по аналогии с тем, что сегодня работает в отношении ВИНК, не даст серьезного результата – считает эксперт по российскому топливному рынку Юрий Зуев.

Эффективность предложения ФАС сложно оценить

Дело в том, что заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России(ФАС) Анатолий Голомзин заявил, что его ведомство предлагает ввести регулирование объемов продаж топлива на розничном рынке по аналогии с ВИНК – вертикально-интегрированными компаниями, которые отличаются тем, что проделывают весь цикл работ на рынке – от добычи нефти до розничной продажи топлива.

По мнению Голомзина, такой порядок внесет вклад в стабилизацию цен на топливо на розничном рынке. Это связано с тем, что независимые НПЗ больше остальных пострадали из-за проведения в России фискальной программы, которая получила название «налоговый маневр».

Напомним, что с 2019 года в нашей стране на протяжении шести лет будет одновременно снижаться налоговая пошлина на экспорт нефти, вплоть до ее полной отмены, и повышаться НДПИ, и это приведет к тому, что нефтяные цены в России и за ее пределами сравняются.

Вместе с тем, это уже стало причиной того, что нефтяным компаниям теперь выгодней продавать нефть на внешний рынок, чем перерабатывать ее внутри страны, и именно этот фактор создал ажиотаж на бензиновом рынке, а также привел к проблемам на переговорах с Белоруссией.

Что касается данного предложения ФАС, то ведомство хочет убрать отклонения в ценообразовании, которые вызваны тем, что поставщик часто реализует весь свой товар в ходе одной-двух сделок и в интересах конкретного покупателя. Поэтому Голомзин считает, что здесь важен не только факт поставки, но и механизм торгов, который в интересах российского топливного рынка предлагается сделать прозрачным.

Примечательно также, что ФАС еще в марте месяце предлагала прописать порядок в отношении независимых НПЗ, который будет аналогичен тому, что принят в отношении ВИНК. Это заявки на каждый месяц и равномерная продажа произведенного топлива.

«Вряд ли это является мерой, которая может повысить качество и уровень продаж на рынке нефтепродуктов. Здесь, как мне кажется, надо в больше степени регулировать крупные нефтяные компании, поскольку независимые НПЗ не производят топливо в таком большом объеме, как это делают ВИНК. И именно здесь речь идет о тех нефтепродуктах, которые необходимы потребителю», - констатирует Зуев.

Соответственно, ФАС продолжает свою линию по регулированию российского топливного рынка, но, как полагает Юрий Николаевич, эти действия не приведут к конечной цели, а именно к стабилизации внутрироссийских цен на бензин на рубеже правительственных лимитов.

«Все это не даст сверхестественного результата. ФАС не там ищет, что называется», - резюмирует Зуев.

Отметим, что тема цен на бензин является для России чрезвычайно острой, причем сам президент РФ Владимир Путин дал задание российскому правительству обеспечить стабильность цен на бензин, чтобы они не росли выше инфляции, несмотря на проведение налогового маневра.

Для этого было разработано несколько проектов – от демпфера до прямых бюджетных субсидий «некоторым НПЗ», но все упирается в тот факт, что наша страна является протяженной, и искусственное ограничение цен негативно влияет на распределение топлива в России.

«Что касается перспектив цен на топливо в России, то если мы сможем их удержать, так удержим, но сейчас на рынке происходят негативные вещи. Это все ведет к сомнениям, что уровень топливных цен в России не будет расти выше инфляции», - заключает Зуев.

Стабильность топливных цен крайне важна для России

Экономист Антон Шабанов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что предложение ФАС является только одной из возможных мер по регулированию российского топливного рынка, а все решения на этот счет зависят от действий правительства РФ.

«Цены на топливо дают серьезный мультипликационный эффект в российской экономике. Это и перевозки, и перемещение людей, а также многие другие важные процессы. Так что, если цены вырастут, то у нас сразу усложнятся экономические связи», - констатирует Шабанов.

Как полагает эксперт, все это скажется на торговле и, соответственно, на уровне цен в магазинах, т.е. на инфляции. Именно поэтому наше правительство и прилагает такие большие усилия для купирования подобных процессов. Нам нужна относительно низкая инфляция, когда общий рост экономики в России находится на невысоком уровне, а реальные доходы населения только прекратили падать.

«Поэтому правительство РФ, ФАС и другие государственные службы и предлагают сейчас различные решения данной проблемы, ведь рост цен на топливо на нашем внутреннем рынке грозит снижением макроэкономических показателей», - резюмирует Шабанов.

Что касается современной политики в отношении топливного рынка, то она носит характер ручного управления. На самом деле, это временная мера, поскольку она может дать результат только на ограниченном временном отрезке, но это и нужно правительству РФ.

«Жесткое купирование внутренних цен на топливо в долгосрочной перспективе ни к чему хорошему не приведет, поэтому задача всех этих мер регулирования заточена на ближайшие несколько лет, а дальше уже будут совершенно другие решения», - заключает Шабанов.

Впрочем, здесь существует большое число вариантов, поэтому неудивительно, что в марте это предложение ФАС не было принято.

 

Дмитрий Сикорский

Экономика сегодня

Категории:  Проблемы и решения
 
вверх